ArtRodnik.ru

Первая утопия, платоновская Атлантида, исчезла в водах морских — и многие счастливые острова ждала та же судьба, вплоть до жюльверновского таинственного острова. И вот — Кетополис, великий город, затерянный между некогда и нигде, на благословенном острове где-то между Бирмой и Америкой, продутый морскими ветрами, пропахший углем и паром, рыбой и водорослями... Город китобоев, авантюристов, великих мастеров, пристанище множества странных существ, город, ведущий бесконечную войну с океаном...

Для блаженной жизни он плохо оборудован — в нем есть место нищете и роскоши, в нем много грязи, много страшного и даже ужасного. Но в нем есть дух - дух, что заставляет людей пересекать океаны, прорываться в запретные места, разгадывать тайны веков и природы, совершать невозможное. В этом городе возможно все - даже то, что решительно невозможно, вот только цену за это приходится платить немалую. Каждому - свою.

Читать о Кетополисе нелегко - книга лишь приоткрывает нам его обычаи и немного сообщает о тайнах, которые лучше не знать даже своим, а уж чужакам — в особенности. В некотором смысле ее можно рассматривать как собрание назидательных историй о тех, кто вознамерился пересечь черту - и даже пересек ее, по неосторожности или по воле рока. А любое прикосновение к тайнам Кетополиса опасно.

Назидательные эти истории (а они так названы - «история художника», «история авантюристов», «история модистки» и т. д.) собрал Грэй Ф. Грин, писатель загадочный — то ли исландский, то ли английский, так или иначе, но предполагается, что это псевдоним по меньшей мере двух авторов. Собрал и расположил в виде своего рода мозаики (более, впрочем, похожей на лоскутное одеяло). Надо думать, он и не ставил целью создать цельное повествование с ясным сюжетом - читателя «Кетополиса» просто вбрасывают в этот фантастический, колоритный, опасный город - а там уж плыви как хочешь. Надо держать в уме лишь одно: обитатели этого города сошлись в смертельной схватке с китами. Их герой — бесстрашный убийца китов, Кальмар. И коли вы за Гринпис — эта книга не для вас, потому что Кетополис живет китами. Бьет их и перерабатывает.

Да-да, Кетополис живет в эпоху пара и электричества - а еще в нем процветает темное искусство соединения живой плоти и механизмов, развывшееся из учений алхимиков и натурфилософов, бежавших сюда от ужасов Тридцатилетней войны... И это далеко не единственное темное искусство, нашедшее пристанище в Кетополисе — свои тайны есть у плетельщиц, да и модистки порой шьют не только одежду...

Пересказать огромный том в краткой рецензии невозможно, скажем лишь, что все назидательные истории сплетаются в единую сеть, ключ от одной можно найти в другой (или в перемежающих их документах, исторических справках, выдержках из трудов, посвященных Кетополису). Многое в "Кетополисе" заключено в придаточных предложениях, отсылках к несуществующим книгам, детских воспоминаниях второстепенных персонажей, рисунках ковров — и так далее. За этим «и так далее» - деепричастные обороты, случайные эпитеты, названия кабачков и напитков... Это не значит, впрочем, что книгу надо разгадывать — занятие это совершенно бесполезное. Грин Ф. Грэй использует весь этот арсенал не с тем, чтобы привести читателя к какой-то цели, но только с тем, чтобы ввести его в «Кетополис» - в конечном счете перед нами первая книга большой эпопеи.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2021
 

Спецпредложения

Интересное

Тема эксплуатации чужого труда в литературе стара как мир. Есть версия, что Гомер не писал "Илиаду". А наиболее бесспорным пользователем труда "литературных негров" был Александр Дюма-пэр, которому помогали строчить "Трех мушкетеров" и "Графа Монте-Кристо" литератор Огюст Моке и несколько соавтор...