ArtRodnik.ru

Родился Коэльо в 1947 г. в Рио-де-Жанейро в достаточно благополучной семье. Его отец был инженером - представителем престижной по меркам западного мира профессии. С детства мальчик был обеспечен многим из того, чего были лишены его сверстники - жители одного из самых красивых и в то же время самых социально "несправедливых" городов, известного своими фавелами, ставшими не в меньшей степени символом Рио, чем статуя Христа. К несчастью для родителей, сын не придал значения окружавшему его благополучию и тем возможностям, которые оно в себе таило. Ему хотелось чего-то другого. Для начала он стал плохо учиться. "Я всегда был отвратительным учеником, - вспоминает Коэльо. - А когда открыл для себя театр, моя жизнь в корне изменилась. Родители решили, что я попросту чокнулся, и поместили меня в психиатрическую клинику". Добавим, что родители прибегали к подобной радикальной мере неоднократно, но какова была истинная причина, до конца не известно. Известно только, что, находясь в "свободном плавании", Коэльо "перепробовал" многое - наркотики, рок-музыку, ультралевое движение и т. д.

Некоторые критики пишут о том, что "лечение" было ложным, а точнее - способом уберечь сына от реакции властей, ведь его бурная юность совпала с годами диктатуры в Бразилии. Вряд ли здесь удастся докопаться до истины. Для этого как минимум следовало бы ознакомиться с историей болезни, вполне возможно, до сих пор хранящейся в психиатрической клинике "Эйрас", кстати, достаточно комфортабельной, если сравнивать с другими заведениями подобного рода. Сам писатель так проинтерпретировал этот факт своей биографии: "Очень удобно быть сумасшедшим в 18 лет. Это означало, что ты больше не несешь никакой ответственности... Я знал, что я не сумасшедший, но считал - чтобы стать писателем, нужно через это пройти. Все это было величайшим приключением".

А стать писателем, по словам Коэльо, он захотел еще в раннем детстве, тем самым угадав свое жизненное предназначение. Однако он долго занимался другими вещами, а значит, терял драгоценное время. В этом он впоследствии усмотрел непростительную ошибку и уже в зрелом возрасте сформулировал свое кредо - "познай свое предназначение и, несмотря ни на какие преграды, следуй ему".

Эта мысль, растиражированная во множестве вариантов и формулировок, стала его главным "посланием" читателю. Трудно не согласиться с подобной истиной. Однако, по мнению Коэльо, каждый с ранних лет знает о своем предназначении, и достичь желаемого не так уж трудно. А эти тезисы уже не выглядят столь бесспорными. Правда, сам Коэльо обладает одним качеством, в котором ему не могут отказать даже самые ярые противники. Он умеет достигать в жизни всего, к чему стремится. Захотел стать писателем - и стал. Захотел, чтобы его знали лично на разных континентах, - и добился, неустанно путешествуя по миру с каждой новой книгой. Захотел получить аудиенцию у Папы Римского - и получил. Захотел сделать тиражи своих книг астрономическими - и сделал. И наконец, захотел стать "бессмертным" - так называют членов Бразильской академии литературы - и стал, правда, не без труда.

Впрочем, нельзя также не признать, что его путь к успеху был весьма своеобразным. Он отмечен такими вехами, как длительное увлечение алхимией и магией, за которым последовали полный пересмотр ценностей и бесконечная смена имиджей. Заявивший о себе в начале творческой траектории как о писателе-маге, способном творить чудеса, например, вызывать ветер или ликвидировать автомобильные пробки, сегодня Коэльо - убежденный католик, постоянно думающий о вечности.

Итак, рок-музыкант, хиппи, активист ультралевого движения, политзаключенный, пациент психиатрической клиники, алхимик, адепт черной и белой магии, поклонник эзотерики и, наконец, ревностный католик и одновременно блестящий специалист по маркетингу - таковы лишь некоторые ипостаси бразильского писателя, чьи книги по всему миру читают и так называемые простые люди, и премьер-министры, и жены президентов. Его не читают, правда, те, кого принято называть интеллектуалами, но с приходом эпохи постмодернизма интеллектуальный снобизм, похоже, вышел из моды.

Любопытно, что о литературном творчестве Коэльо говорится и пишется значительно меньше, чем о нем самом и его популярности. Почему так происходит, можно только догадываться. Между тем феномен столь шумного успеха, несомненно, требует и рационального объяснения.

Первая его книга - "Паломничество, или Дневник мага" появилась в 1987 г. и прошла почти незамеченной. Все последующие вызывали различную, но одинаково бурную реакцию - от восторгов многочисленных читателей до полного неприятия значительной части литературных критиков. В 1988 г. вышел в свет "Алхимик", ставший самым известным произведением Коэльо.

Чтобы попытаться объективно охарактеризовать творчество Коэльо, вряд ли необходимо подробно останавливаться на каждом из сочинений. Несмотря на то, что во временном и географическом плане его произведения приближаются к планетарному масштабу, так как писатель постоянно "перебрасывает" читателя - из Андалусии в Иудею, из Древнего Египта в современную Словению, из ветхозаветного мира в мусульманский и т. д., - их роднит небольшой объем. Среди прочих общих черт следует отметить отсутствие сюжета как логически выстроенного рассказа, имеющего начало, развитие и конец; иносказательную форму повествования, часто претендующую на жанр философской притчи; весьма непритязательный в художественном отношении стиль; и, увы, отнюдь не оригинальные мысли. На этот счет писатель занял предельно честную позицию. Он многократно и в самих книгах, и в интервью заявлял, что черпал не только вдохновение, но и основные идеи, которые он в дидактической форме стремится передать своим современникам, из сокровищницы мудрости, накопленной человечеством за всю историю его существования. Не удивительно, что большинство его мыслей не вызывает сомнений в правильности. А если учесть, что далеко не все почитатели Коэльо в достаточной степени знакомы с всемирным духовным наследием, то многие из "посланий" писателя воспринимаются ими как откровения. В этом первая и, вероятно, главная причина его успеха.

В данном отношении особенно показательны такие книги, как "Алхимик", "Мактуб" и "Пятая гора", пестрящие явными реминисценциями, восходящими к трем великим цивилизациям - древнеегипетской, исламской и иудейской. В начале каждой из перечисленных книг автор готовит читателя, объясняя ему смысл того, о чем он пишет. И смысл этот один и тот же - научить читателя правильно жить и указать ему путь к счастью. В "Алхимике" в роли ученика выступает пастух Сантьяго из выжженной солнцем Андалусии, отправляющийся на поиски спрятанных сокровищ к пирамидам Египта, которые постоянно являлись ему во сне. "Жизнь тем и интересна, что в ней сны могут стать явью", - рассуждал неграмотный пастух, превратившийся к концу повествования в подлинного философа. Долгий путь привел его туда, откуда он начался, - к полуразвалившейся церкви родного селения. Вывод предельно прост. Счастье и богатство нужно искать внутри себя. И в основе этого поиска - следование своему предназначению. "Жизнь и в самом деле щедра к тем, кто следует своей судьбе", - говорит писатель устами прозревшего Сантьяго.

Коэльо, уже с первых шагов в литературе исполнившийся мессианским духом, становится духовным наставником читателей.

И в "Алхимике", и в последующих произведениях Коэльо непременно присутствуют ключевые понятия-символы - "своя судьба", "свой путь", "душа мира", "знаки Бога", "воин света" и другие, им подобные, призванные наставить потерянного человека на путь истинный. Есть в них и готовые рецепты счастья.

Книга "Мактуб", что в переводе с арабского означает "написано" - это обмен мнениями. Сам автор говорит, что большая ее часть состоит из наставлений учителя за 11 лет общения с ним. “Другие тексты - это рассказы друзей или людей, с которыми я столкнулся лишь однажды, но при этом они передали мне незабываемое послание. В конце концов, существуют книги, которые я прочел, и истории, принадлежащие духовному наследию человеческой расы”. Таким образом, сам писатель признает компиляционный характер этого произведения. В его названии содержится прямая аллюзию на прочитанную Коэльо еще в детстве одноименную книгу арабского автора Мальба Тахана.

"Мактуб", как и "Алхимик", - это бесконечная череда наставлений и советов, адресованных людям, ищущим смысл земного существования. При этом писатель постоянно цитирует знаменитых людей - от Шопенгауэра до Пикассо и Борхеса. В книге фигурируют философы и писатели, святые и библейские персонажи. Используя постмодернистский прием цитирования, Коэльо создает своеобразный хор голосов, который сливается в единый авторский голос, чтобы выразить в конечном счете мысль, пронизывающую все его творчество. В "Мактубе" она сформулирована так: "В нашей жизни существует единственная важная вещь - прожить нашу Личную Легенду, выполнить ту миссию, которая нам была предназначена".

"Пятая гора" переносит читателя в яркий и хаотичный мир Ближнего Востока IX в. до н. э. В книге рассказывается история молодого Ильи Пророка, вынужденного под угрозой казни покинуть свою страну. На этот раз автор обращается к теме святости и долга, веры и искушения. Но вновь и вновь он объясняет людям, как им мыслить и поступать правильно.

Пожалуй, самый назидательный характер носит "Книга воина света". Стать воином света, по мнению писателя - прямая обязанность каждого человека, подразумевается, что сам он уже стал им, ибо понял свое предназначение и "пошел до конца". Короткие притчи, составляющие книгу, скорее напоминают некий кодекс правил и установок, согласно которым необходимо неукоснительно следовать принятому решению и "двигаться вперед без оглядки".

Во всех произведениях писателя присутствует старая как мир тема борьбы между добром и злом, светом и тьмой. Коэльо снова и снова объясняет читателю, как победить в этой борьбе и как сделать, чтобы добро восторжествовало.

Один из многочисленных критиков творчества бразильской знаменитости написал, что если инопланетяне прочтут лишь подобные книги, они не смогут составить никакого представления о нашей планете. Этот же критик, развивая свою мысль далее и вспоминая великих философов, таких, как Ницше или Витгенштейн, которые писали афоризмами, справедливо отмечает, что у них присутствовали "план и логика". В книгах же Коэльо, по его глубокому убеждению, нет ничего, кроме разрозненных советов, заклинаний и своего рода молитв, неизменно свидетельствующих об "авторитарности" их создателя.

Надо сказать, очень часто встречаются сравнения произведений Коэльо с пособиями по аутотренингу. Те, кто не приемлет писателя, пишут, что практически каждый здравомыслящий человек готов подписаться под большинством высказываний, содержащихся в его книгах. При этом остается открытым один и тот же вопрос: как истины, кажущиеся столь простыми и очевидными на бумаге, становятся столь трудно выполнимыми в реальной жизни. На этот вопрос, увы, у Коэльо трудно найти убедительный ответ. Наиболее строгие критики, для которых смысл литературы выходит далеко за рамки дидактических наставлений и советов, убеждены, что книги Коэльо - в каком-то смысле "антилитература", где отсутствует свое, оригинальное. Они полагают, что автор обращается к различным религиям как к наиболее надежному, проверенному временем кладезю мысли, заранее обеспечивая себе успех у непосвященных, принимающих его постулаты за истинные откровения.

В отличие от многих писателей, предпочитающих частично или полностью игнорировать критику, Коэльо, как уже отмечалось, занимает по отношению к ней активную и даже агрессивную позицию. "Я абсолютно уверен: то, что я делаю, - хорошо", - безапелляционно заявил он в интервью журналу "Вежа". Подобного рода заявлений не меньше, чем критических материалов, появляющихся в прессе.

Будучи хорошим психологом, Коэльо почувствовал конъюнктуру. Он стал создавать скупые, как по содержанию, так и по стилю произведения, которые можно прочесть, не потратив много времени или интеллектуальных усилий. Сам он относит свои книги к жанру философской притчи. Многие критики, хотя и не все, говорят о терапевтическом эффекте его сочинений, своеобразных монологов, не предполагающих активного участия читателя. Они считают, что книги эти сугубо развлекательные, наподобие детективов или непритязательных любовных романов, и одновременно в каком-то смысле прикладные - близкие к пособиям по самосовершенствованию, которые со времен Дейла Карнеги год от года становятся все популярнее на мировом книжном рынке.

Вероятно, подкупает читателя и то, что сам автор говорит о своей непретенциозности, он не ставит целью рассказать о драматизме существования, поделиться идеями и эмоциями, рождающими сомнения. Содержащаяся в книгах Коэльо "полезная информация" помогает одним просто приятно провести время, а другими воспринимается как ключ к успеху. Нужна ли такая литература в современную эпоху с ее многочисленными нерешенными проблемами, драматизмом и неопределенностью - вопрос неоднозначный. Очень может быть, что и нужна, коль скоро обладает для кого-то неким "лечебным" эффектом.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Август 2017
 

Спецпредложения

Интересное

По неоконченному высшему образованию - юрист, по первой профессии - репортер, Габриель Гарсиа Маркес родился в заштатном колумбийском городке Аракатака, который изображен в его книгах под именем Макондо (впервые - в ранней повести "Опавшая листва"). Одиночество, беспомощность, всеобщее отчуждение...